Телеканал СТВ разместил на страницах сайта программу из цикла «Путешествие дилетанта», посвященную деревне Волпа.

Деревня Волпа находится в Волковысском районе Гродненской области бывшего Великого княжества Литовского, а сегодня в Республике Беларусь. Названа деревня так, возможно, потому, что когда-то в Волковыске было очень много волков. У Волковыска и герб — волк такой огромный. Возможно, здесь была волчья паства. А, чтобы никто об этом не догадался, говорили «Волпа».

Поселение здесь возникло очень давно. На берегах реки Волпянка ученые нашли много селений 11–13 веков. Возможно, именно от этой реки Волпянка происходит название деревни «Волпа». Ученые рассказывают, что когда-то в реке было много водных растений — олп. Правда, сегодня ни одной олпы нет.

В первой половине 15 века это было село, которое принадлежало Великому князю Великого княжества Литовского и королю Польскому Казимиру IV Ягеллончику. Казимир IV в 1449 году решает свой двор Волпу подарить за хорошую и верную службуОлехно Судимонтовичу, который позже стал литовским канцлером. Олехно Судимонтович решил отблагодарить его за это. 27 апреля 1478 года в Волпе вместе с женой вкладывает деньги в костел. Он дарит этому костелу очень много земли, селян, боров, лугов, лесов. Костел здесь был очень богатый. И за это костел должен был проводить два раза в неделю богослужения: одно богослужение за предков Судимонтовича, а второе за инвестора, его жену и детей.

Когда дочь Олехно Судимонтовича Софья, вышла замуж за князя Александра Гольшанского. И ей перешла Волпа. У Александра с Софьей родилось пять детей. Старшего звали Павел. Затем По старшинству Волпа досталась Павлу Гольшанскому. Позже он стал виленским епископом и расширил еще больше владения костела. При нем приход Волпы стал одним из богатейших. В 1526 году Павел Гольшанский при костеле построил еще алтарь Святой Анны и миссионерию.

Павел Гольшанский умер в 1555 году, не оставив после себя наследников. В таких ситуациях земли переходили к Великому князю. Волпа стала собственностью Жигимонта II Августа. Его мать-итальянка Бона Сфорца скупала разные местечки, особенно те, которые находились около коммуникаций, речек. Бона приобрела Волпу. Волпу Бона Сфорца делает центром Волпенского староства, которое становится самым богатым староством Волковысского повета. Дымов насчитывалось в нем больше, чем во всех староствах Волковысского повета. На это поселение начали заглядываться белорусские магнаты.

В 1624 году Волпенское староство приобретает канцлер Великого княжества ЛитовскогоЛев Сапега для своего младшего сына Казимира за 2000 коп литовских грошей. Казимир Сапега дружил с будущим королем Владиславом IV Вазой. Когда его отец Жигимонт III умер, то и Лев Сапега и его сын Казимир начали помогать Владиславу IV, чтобы он был выбран королем, и это им удалось. В 1643 году Владислав  IV, отправившись в Вильню, не мог не заехать к другу Казимиру. В Волпе Казимир Сапега оказывал прием Владиславу и его жене Цецилии.

Историческая справка. Владислав IV Ваза. Родился 9 июня 1565 года в деревне Лобзо возле Кракова. Умер 20 мая 1648 года. Король Польский и Великий князь Великого княжества Литовского. Титулованный царь Московский и всея Руси. Титулованный король Шведский. Сын короля Польского и Великого князя Великого княжества Литовского Жигимонта III Вазы. В начале войны Речи Посполитой с Россией (1609–1618) во время распада Тушинского лагеря и побега из него Лжедмитрия IIв Калугу бояре и дворяне во главе с патриархом Филаретом предложили на царский трон Владислава  IV с условием, что он примет православие. 4 февраля 1610 года делегация в лагере под Смоленском подписала с Жигимонтом III Вазой договор. Король отпускал сына в Москву царствовать. А господствующее положение сохранялось за боярами и дворянами. 4 июля 1610 года царь Василий Шуйский был свергнут с трона. Но московское правительство заключило договор об избрании Владислава IV царем. Жители Москвы и других городов присягнули на верность новому царю. Жигимонт IIIне отпустил в Москву пятнадцатилетнего сына, но московское правительство управляло от его имени. После восстания Минина и Пожарского в 1612 году боярское правительство королевича Владислава было низложено. Русским царем был избранМихаил Романов.

Владислав IV, несмотря ни на что, продолжал бороться за московский трон. Он еще во главе войска ходил на Москву, но город взять ему не удалось. Позже он еще ходил во главе войска под Смоленск, который был окружен российским войском. Там российское войско Владислав IV взял в осаду. И оно капитулировало. Смоленск остался за Великим княжеством Литовским. Во всем королю Владиславу помогали Сапеги. Они мечтали о том, чтобы завладеть московским троном и присоединить Московское княжество к Беларуси.

До приезда короля с королевой Казимир Сапега в Волпе организовал такой порядок. К Дожинкам такого ремонта не делают. Он построил новый костел, в костеле мастера сделали чудесный алтарь. Позже этот костел перестраивался еще. В середине 18 века сюда был назначен ксендз Юзеф Косаковский. Он пробыл здесь ксендзом 12 лет. Его вспоминают как очень хорошего, доброго ксендза, как доброго человека. Он никогда не брал денег ни за свадьбы, ни за поминки. К нему все относились с большим уважением.

В 1773 году Юзеф Косаковский на собственные деньги в Волпе строит костел Яна Крестителя. Этот костел ему обошелся в 30 тысяч золотых. Этот костел стоит с того времени и до сегодняшнего дня, несмотря на войны и восстания, на то, что все здесь горело. Этот костел — памятник деревянного зодчества в стиле позднего барокко.

В новый костел ксендз Косаковский перенес старинный алтарь, той старый алтарь, который был сделан Сапегами к приезду в Волпу короля к Владиславу IV. Это очень старинный алтарь. Аналоги его встречаются только в костелах Баварии и в Малой Польше в Кракове. Это выдающийся памятник монументально-декоративного искусства середины 17 века. Это великое свидетельство таланта местных белорусских мастеров.

Алтарь сейчас пустой, без скульптур, без гербов Сапег. Он просто находится на реставрации в этом же костеле. И вскоре алтарь предстанет перед людьми в обновленном виде.

Возле костела сохранилось множество шляхетских захоронений. Сохранилась еще старая часовенка. Никто не знает, кому она поставлена, что за гробы стоят там, в глубине часовни. А местные жители говорят. Что здесь похоронен инвестор этого костела.

Сегодня в Волпе и католическое, и православное кладбища находятся на одном отрезке земли. С католической стороны сохранилась часовня, а с православной — церквушка. Она была поставлена здесь в 1859 году как часовенка. В этой часовне читали последнюю молитву перед отходом в вечность. Когда в советское время православного храма не было в Волпе, то эту часовню перестроили в православную церковь святых апостолов Петра и Павла и здесь проходили богослужения.

При Сапегах в Волпе произошло еще одно великое событие. В 1792 году король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский дает Волпе Магдебургское право. Как сказано в документе, обыватели этого места ничьему подданству не подчиняются, а есть люди вольные и подчиняются только магистрату своего места. Также Волпа получила герб.

После раздела Речи Посполитой Волпа попала в Российскую империю. И тогда из свободных людей здесь начали делать крепостных. Белорусский народ восстал против оккупантов. После восстания 1831 года у Сапег Волпу отобрали.

В 1886 году Волпа уже была центром волости Гродненского повета. Здесь проживало две тысячи человек, было 110 дворов, две православные часовни, костел, синагога, школа, две кожемятни, красильня, 25 магазинов. Пять раз в год проводились ярмарки. В начале 20 века возле Волпы, в имении Жлобовцы, родилась великая белорусская писательницаЛариса Гениюш.

Историческая справка. Гениюш Лариса Антоновна. Девичья фамилия — Миклашевич. Родилась 27 июля 1910 года. Умерла 7 апреля 1983 года. Белорусская писательница. Окончила гимназию в Волковыске. С 1937 до 1948 жила с мужем в Праге, где была секретарем президента Белорусской Народной Республики Василя Захарко. Занималась сохранением и упорядочиванием президентского архива, а также опекунством белорусских эмигрантов, политических беженцев и военнопленных. 5 марта 1948 года была арестована органами НКВД. Находилась в советских тюрьмах Чехословакии, Вены, Львова, Минска, где в 1949 была осуждена на 25 лет лишения свободы. Наказание отбывала в тюрьмах Коми АССР и Мордовской ССР. После смерти Сталина была досрочно освобождена. Поселилась в Зельве, на Родине мужа. Стихи начала писать в гимназии. Поэтическому творчеству Ларисы Гениюш характерны лиризм, глубокая народность и гуманизм, философское осмысление жизни, сильные христианские и национально-патриотические мотивы. Особое место в творчестве занимает историческая тематика.

Лариса Антоновна Гениюш относилась к православной семье. Они жили на хуторе недалеко от Волпы. А в Волпе ходили в православную церковь, чтобы помолиться Богу. В Волпе была очень красивая православная церковь, деревянная, пятикупольная. А во время Второй Мировой войны нах Волпой летела немецкая «рама». И один партизан залез на колокольню и начал стрелять по этой «раме». А через 15–20 минут налетели немецкие самолеты — половина Волпы была уничтожена. Церковь сравняли с землей, тогда сгорела и рядом стоящая синагога. Эта синагога считалась самой красивой деревянной синагогой во всей Европе.

Святопреображенский православный храм появился в Волпе не так давно. В Зельве, где жила Лариса Гениюш, возле православного храма ей поставили памятник. Было бы хорошо, если бы на ее Родине своей землячке тоже был поставлен памятник.

Лариса Антоновна Гениюш для Беларуси делала все, что могла, и шла на любые жертвы. В своих стихах она мечтает о мире на планете, учит любить Отечество. Лариса Гениюш всегда учила любить белорусский язык, переданный нам предками.