Мы писали на сайте о писателе Николае Черкашине, который родился в г.Волковыске. Специально для жителей города Николай прислал свой очерк о Волковыске и о детских воспоминаниях, связанных с городом, который мы и публикуем на сайте:
СТРАДИВАРИ ЛУЧКОВЫХ ПИЛ
В моем паспорте навсегда записано: «место рождения — г.Волковыск Гродненской области». Не сочтешь, сколько раз приходилось мне писать эти дорогие для меня названия во всевозможных анкетах…
Место моего рождения выбрал некий генерал, определивший полк, в котором служил мой отец, на постой близ Западной границы страны в небольшом, но старинном городке Волковыске.
К югу от города простирался тот самый Шиловичиский лес, в котором три чистильщика, три «волкодава» из богомоловского романа «Момент истины» вели свой отчаянный поиск. Атмосфера тех мест в 1946 году мало чем отличалась от обстановке, описанной в романе: в окрестных лесах еще таились мины, а в том же Шиловическом лесу еще скрывались и литовские «лесные братья», и польские «аковцы». Во всяком случае в день моего рождения кто-то из них взорвал в Волковыске электростанцию и света не было во всем городе. Мама рожала в местной больнице при свете керосиновых ламп.
Однако месяца за три до столь долгожданного события ей пришлось пережить немало треволнений за свою (мою соответственно тоже) жизнь. Дело в том, что на комнату в кирпичном домике на Замостянской улице претендовали какие-то люди, которые без особых церемоний выставили чемоданы приезжей москвички. Не остановило их и то, что молодая женщина была на сносях. Тогда мама пошла в местную комендатуру и попросила помощи. Комендант, майор Черкашин, однофамилец отца, прислал двух бойцов и те восстановили жену старшего лейтенанта в правах на жилье. Более того, помогли соорудить подобие кровати — сколотили козлы, настелили на них доски, а сверху положили мешок, набитый сеном. Однако выселенные солдатами люди, пообещали взорвать оккупантку, и мама с бодрствовала каждую ночь, с ужасом прислушиваясь к шорохам за окном. Засыпала только после рассвета, когда диктор Юрий Гордеев начинал по радио утреннюю гимнастику… Возможно, кое-что из тех ночных страхов перепало и мне.
Волковыск… Слово это для меня навсегда детское. Наверное, потому, что «волк» — это прежде всего тот самый волк, которого во всех сказках так хитро морочила лиса, а сказки эти, как и прочие, я впервые услышал в Волковыске. И еще потому, что в Волковыске я очень часто слышал слово «колыска» — «колыбель» по-белорусски…
На самом деле, как я потом узнал, названию этому древнему городу (в летописях он упоминается на сто лет раньше Москвы) дали холмы — выси — где находились языческие капища в честь тотемного животного, покровителя рода — волка. Культ волков уходит в первобытные времена и распространен был по всем простором индоевропейского ареала — от Индии до Литвы.
Волковыск конца сороковых годов оставался еще типично польским уездным городком. Все крупнейшие войны Европы последних двух веков прокатились через Волковыск, и дома его, словно трава на людном месте, не поднимались высоко, даже особнячок на бывшей Панской улице, в котором размещался когда-то Штаб Второй армии Багратиона, — с полукруглым портиком о две колонны — и тот не превышал двух этажей. Самыми высокими зданиями в городе были, пожалуй, православная церковь Николая Чудотворца да католический костел Святого Вацлава.
В декабре 1946 года меня окрестили — для этого приезжала из Москвы бабушка. Крестили тайно — на квартире волковысского батюшки. Крестным отцом — заочно — стал муж маминой сестры офицер-танкист Василий Иванович Ильин (дядя Вася) , крестной матерью — жена нашего соседа — Марья Петровна Лоскут. Папа, служивший в местном гарнизоне командиром стрелковой роты, сделал вид, что о предании сына «религиозному обряду» ничего не знал. Во всяком случае, в политотдел никто не донес. Обошлось.
Дом наш, выстроенный еще при Николае Первом, напоминал некое оборонительное сооружение: толстые кирпичные стены, насупленные оконца,.. Его суровая архитектура говорила об одном: о желании выстоять наперекор всем грядущим войнам. И он выстоял и в первую мировую, и в советско-польскую, и в «Освободительный поход» 1939 года, и в Великую Отечественную… Впрочем, дом был не наш. В августе сорок шестого отец, офицер местного гарнизона, встал в нем, как говорили в старину, на постой. Вместе с молодой женой он привез в Волковыск три ценные вещи: патефон, бинокль и трофейный саксофон. Папа начинал свою службу военным музыкантом в 1939 году в одном из сибирских полков, а закончил войну командиром тяжелой штурмовой роты. Саксофон вскоре пришлось продать, точнее, обменять на пуд сахара, поскольку жена гвардии капитана Черкашина ходила на сносях, а время после только что отгремевшей войны было голодное…
Обо всем этом я узнал много позже. А тогда мир для меня, трехлетнего, состоял из нашей комнаты, где самой интересной вещью была круглая чугунная дверка, за которой в печи гудел огонь, из дворика-садика и колодца в нем. Заглядывать в колодец мне строго-настрого запрещалось, но я все — заглядывал, робея бездонной казалось мне, воды, тускло поблескивающей в жутковатой темени бетонного ствола.
В смежной половине дома обитал пожилой согбенный бондарь, столяр и плотник вечный труженик Федор Леонтьевич Лоскут — дядя Седя, как я его называл. Мое открытие большого мира началось с его столярной мастерской почти так же, как у знаменитого деревянного человечка. Я сидел на верстаке и следил, как выползает из рубанка душистая янтарная стружка. Потом сам зарывался в груду стружек под верстаком. Очень занимала лучковая пила, похожая на лук.
За сараем был вкопан старый вагонный буфер, служивший вместо наковальни.
В мастерской дяди Феди всегда стоял восхитительный аромат свежих стружек, костного клея, мебельной политуры… Большая часть инструментов, развешанных по стенам, расставленных по полкам — лучковые пилы, фуганки, рубанки, киянки — были сделаны дяди Федиными руками из граба, что рос и окрестном Замковом лесу.
Он мастерил дубовые бочки, нехитрую мебель, тележные колеса… Сколько же аистов свили себе гнезда на колесах, сработанных мастером Лоскутом?
Двадцать второго июня рокового года аистиное гнездо на крыше дяди фединого дома было снесено взрывом авиабомбы, упавшей у железнодорожного переезда. Примета хуже некуда… Война пощадила дом и его хозяина, но унесла единственного его сына.
Боец Забайкальского фронта Виктор Лоскут пропал без вести где-то в Маньчжурии. Должно быть, тогда, когда я болтал ногами, сидя на верстаке, дядя Федя все еще ждал своего сына, не веря в его гибель. Конечно, ждал… И маленький квартирантский мальчик был желанным гостем в его мастерской.
Я звал его «дядя Седя», не в силах выговорить звук «Ф». Я с восхищением взирал, как закручиваются над рубанком пахучие завитки стружек, как брызжут опилки из-под звонкой пилы, как врезается в дерево блестящее отточенное долото…
Собственно, то были первые впечатления полумладенческой-полудетской жизни… Проживи я в том доме подольше, и кто знает, может в ту пору, когда человек решает кем ему быть, я бы выбрал старинное и благородное столярное ремесло, так что и сейчас еще при случае руки охотно тянутся к верстаку и рубанку. Однако, ни один завод не выпускает таких инструментов, какими работал дядя Федя. То был истинный Страдивари лучковых пил, Гварнери всевозможных зензубелей, фальцгобелей, шерхебелей…
Отца в те годы я почти не помню. Он с утра до темна пропадал на службе. Летом же уезжал со своим полком в палаточный лагерь где-то за рекой Щарой. Родной дед жил от нас далеко в Москве. Так что дядя Федя заменял мне на первых порах и отца и деда. Во всяком случае, весь круг взрослого мужского общения, столь необходимый каждому мальчугану, составлял для меня именно он — дядя Седя, Федор Леонтьевич Лоскут, бондарь и столяр, некогда красноармеец 33-ей стрелковой бригады ЧОНа, сопровождавший арестованного царя в Сибирь и воевавший там с войсками Колчака… Так моя маленькая трех-с-половиной-летняя жизнь соприкоснулась с Историей…
Впрочем, к истории тут можно было приобщаться на каждом шагу ведь Волковыск впервые упомянут в летописях Черной Руси аж в 1005 году (на полтораста лет раньше Москвы). А ведь и того стоял он на узенькой, но чистейшей, словно роса, речушке Россь, как небольшая крепость, как торговое поселение. Разводили тут ястребов-тетеревятников для княжеской охоты на птиц.
За рекой — неподалеку от нашего дома двугорбая — Шведская гора, насыпанная, как говорили старики, шапками плененных Карлом ХII русским солдат. На самом деле, это было древнее городище, самая завязь Волковыска. За Шведской горой, поросшей «заячьей капустой» (или по-научному — камнеломкой) — Мышиные горы и Замковый лес. В нем Волковысский замок, в котором Ягайло принял в незапамятные времена княжескую корону.
Но волковычане жили той историей, которая была для них еще вчерашним днем — город хорошо помнил трехлетнюю жизнь «под немцем».
Местный миф: в волковысском гестапо в специальной комнате держали двух голодных волков для устрашения на допросах, говорили им отдавали на растерзание жертв. Но вот в окрестном Пороховом лесу, и это, увы, не легенда, гитлеровцы расстреливали заложников, всех, кто подозревался в связях с партизанами. Там и сейчас еще сохранилась обваловка расстрельного места.
Волковыск — железнодорожный узел. Мимо нашего дома проходила ветка на Белосток, другая шла на север — в Гродно. Так что перестук вагонных колес вошел в мои младенческие сны вместе с гудками паровозов и лязгом буферов… Наверное, не зря потом так хотелось стать машинистом. С детства врезались в память стрелочные фонари — коробчатые белобокие с желтым глазищем, похожие на яичницу. И блеск рельсов, замирающий вдали…
Отца вскоре перевели в другой гарнизон — в Слоним — и в марте 1950 года мы уехали из Волковыска навсегда…
* * *
В Волковыск я приехал спустя лет сорок после многих странствий и переездов. Приехал из Москвы, чтобы повидать родные места. Город был все так же тих и зелен. Первое, что ощутил — необыкновенную легкость дыхания, с плеч — будто тяжеленный рюкзак свалился. Вот уж точно поется — «воздух родины, он особенный, не надышишься им…». А от воздуха июньского лета, напоенного горьковатыми ароматами сирени и жасмина, и вовсе кружилась голова.
Особнячок с полукруглой мансардой утопал в купинах жасмина и сирени. Двести лет назад здесь звенели девичьи голоса, играли Шопена. Потом в таком же июньском кипении цветов пришла кавалерия Багратиона и в особнячке разместился штаб князя Багратиона. Теперь военно-исторический музей…
Дом близ железнодорожного переезда на бывшей Замостянской, а ныне улице Зенитчиков, я узнал по наитию: кажется тот самый. На всякий случай решил уточнить. Позвонил в первую же дверь ( в доме коммуналка) вышел какой-то старик.
— Вы не знаете, где здесь жил Федор Леонтьевич Лоскут?
— Почему жил? Я и сейчас живу… Никак, Коля?! Что ж ты, Колюшка, осивел так рано?
Он мгновенно узнал во мне, седом сорокапятилетнем мужике, того самого мальчика, что сидел у него на верстаке! Узнал сразу, хотя поначалу ему показалось, что это вернулся к нему сын, пропавший на войне в Маньчжурии. И мы обнялись, и сели под яблоней, которую посадили в день моего рождения, а потом пили домашнее вино из тех самых яблок, что по-прежнему приносила старая яблоня. И мастерская стояла, как прежде, и верстак, и инструменты были развешаны по стенам сарайчика… Он все еще работал этот папа Карло, а я чувствовал себя негодным блудным Буратино, который, наконец-то, вернулся к старику. Здорово, он, конечно, постарел — и то сказать: девятый десяток разменял. А вот руки у дяди Феди были молодыми — от беспрестанной работы с них по несколько раз кожа сходила. Вот и молодели они. Говорили про все, что накопилось за столько лет.
Горбачева дядя Федя упорно называл Рогачевым:
— Этот поболтливей Хрущева будет…
Узнал я, что дядя Федя хотел купить этот дом еще до войны «при Польше» за 3 тысячи злотых, но…
— Но пришли Советы и злотый пошел за 10 копеек…
Так дом остался в городской собственности. Теперь ему приходилось делить кров с еще двумя семьями и второй женой. Первую — Марью Петровну давно схоронил. В нашей же комнате жил водитель местного градоначальника.
Последний раз я навестил его в апреле 1988 года, он вынес из сарая только что сработанный дубовый крест:
— Это мне на могилу поставят.
Так оно и вышло. Схоронили дядю Федю 10 сентября 1988 года на кладбище в Замковом лесу.
От дяди Феди в нашем доме остался деревянный штопальный грибок, сработанный его золотыми руками. Так до сих пор и хранится в маминой коробке для шитья. И еще рубанок его мастерской работы…
Николай ЧЕРКАШИН
Наши Партнеры
Волковыск в старых фотографиях - коллекция старых фотографий города
baranovichi24.by - сайт города Барановичи: новости, расписание, погода
volkovysk.org - Новости региона и соседей: Волковыск, Беларусь, Россия