Свислочская газета рассказывает об истории еврейской общины в Свислочском районе и о визите представителей Музея истории польских евреев.

Экскурс в историю

Первые евреи в местечке Свислочь появились в начале XVI столетия. Но значительно больше их стало в конце XVIII века при графе В. Тышкевиче. Он охотно приглашал евреев для большего развития ремесел и торговли. Возможно, благодаря им настолько популярными в те времена были свислочские ярмарки. Лучшие торговцы, сапожники, портные, кожевенники, печники, плотники, каменщики были среди евреев.

Многие свислочские евреи внесли большой вклад в развитие народного хозяйства и культуры, достигли значительных успехов в бизнесе, науке и искусстве. Например, Давид Левис (Давид Лис) стал профессором политических наук в университете города Оттава (Канада), Есель Аин — крупным бизнесменом, руководителем большой строительной фирмы, кстати, оба они в 1980 году приезжали на родину в Свислочь. Берек Грамович является ректором университета в Нью-Йорке, Голдуэн (Голда) — владельцем одной из киностудий в Голливуде, а Лившиц — известный в Израиле летчик-ас. Уроженка Порозово Эстер Рахиль Каминская была основательницей еврейского театра в Польше и сама в нем играла.

Этот список значительно пополнился бы талантливыми людьми, уникальными самородками, не будь войны, растоптавшей миллионы жизней: замученных в концлагерях, сожженных в крематориях, умерших в гетто, расстрелянных, растерзанных. Только во время Холокоста погибло шесть миллионов евреев. По историческим данным — это половина всего мирового еврейства, живущего в первой половине ХХ века. Среди этих миллионов и более трех тысяч евреев-свислочан. Столько их насчитывалось у нас до начала войны. И буквально с первых дней оккупации фашисты начали жестокую антисемитскую кампанию. Против еврейского населения проводилась политика преследования и террора. Евреям было запрещено появляться в общественных местах, пользоваться транспортом, позволялось ходить только по проезжей части и только по одному. В ноябре 1941-го всем евреям было приказано переселиться в гетто. За год пребывания в нем евреев осталось меньше половины. И тогда всех выживших, а это 1536 стариков, женщин и детей, фашисты выгнали из гетто и повели в сторону урочища Вишевник, где все они были зверски расстреляны и засыпаны в общей могиле-рву. Таким образом, из всех проживавших в городке евреев практически никого не осталось. Очевидцы вспоминают, что обреченные на смерть шли смиренно и кротко, как агнцы на заклание.

Осенью будущего года исполнится 70 лет с того рокового дня. Сегодня жителей еврейской национальности в Свислочи можно пересчитать по пальцам. Изредка приезжают потомки тех, кто чудом избежал расправы, а таких единицы. С грустью проходят по улицам, где когда-то жили и работали отцы и деды, идут поклониться праху безвременно ушедших сородичей, к памятнику, который был установлен после войны на месте расстрела.
Чтобы помнили

На прошлой неделе наш город посетили представители Музея истории польских евреев, чтобы ближе познакомиться с историей мест, где некогда проживали евреи, посетить места захоронения.

Среди гостей были сотрудники музея Юзеф Маркевич, Юлия Павловская, Александра Белявская и Кшиштоф Белявский, которые представляли интернет-проект «Виртуальный Штетл», историк Эмиль Новак, а также кандидат исторических наук, директор Музея истории и культуры евреев Беларуси Инна Павловна Герасимова.

Гостей встречали учащиеся СШ № 2 им. Н. Массонова, изучающие польский язык, вручали цветы и маленькие рукодельные сувениры — шестиконечные звезды с золотистой ленточкой по краям. Ребята имели возможность живого общения на польском языке, а также узнали много нового о еврейской культуре, особенностях ее многовековых традиций.

Многие впервые услышали о существовании портала «Виртуальный Штетл», узнали, что этот динамичный и интерактивный проект является одним из первых вдохновляющих шагов в изучении необычайно важного элемента бурной и долгой истории польских евреев. За два года его существования создана самая большая в интернете база фотографий, фильмов, статей, артефактов, воспоминаний и актуальной информации о евреях в Центральной и Восточной Европе.

Во время посещения еврейского кладбища И. П. Герасимова познакомила с обычаями погребения умерших. Интересно было услышать, что евреев и сегодня хоронят так, как тысячи лет назад: на деревянных настилах и в белых саванах. Во время похорон не принято громко плакать, кричать, считается, что это мешает перейти умершему в другое состояние. Семь дней мужчины не бреются, в знак глубокой скорби родные надрывают на себе одежды. Женщин хоронят отдельно от мужчин, в других рядах. На памятниках евреев нет фотографий, это также запрещает иудаизм. Есть символы, по которым можно узнать о том, кто покоится под холмиком. Если, например, на надгробье выбито изображение руки с монеткой, то там похоронен человек, занимавшийся благотворительностью, если подсвечник или свеча, то — женщина. Сломанное дерево говорит о том, что там почивает ребенок или юноша, девушка, часто встречается звезда Давида, обозначающая принадлежность умершего к роду Израиля. Можно встретить изображение бегущего оленя, раскрытую книгу, корону, две ладони, словно благословляющие тех, кто приходит к могиле почившего. Не принято приносить живые цветы, так как они — символ жизни, зажигать свечи.

Посетив кладбище, гости отправились в урочище Вишевник, чтобы поклониться праху расстрелянных евреев.

Они остались довольны встречей, тепло поблагодарили свислочан за память, за интерес к еврейской культуре, ее традициям. Предложили поближе познакомиться с порталом «Виртуальный Штетл» и присоединиться к его работе.

Ядвига КОБРИНЕЦ.

Фото Григория ШИРЯЕВА