На территории современных Беларуси и России сохранилось множество архитектурных памятников в стиле неоготики, получившей в XIX веке широкое распространение по всей Европе. Что же касается более раннего и гораздо более аскетичного готического стиля, непосредственно ассоциирующегося со Средневековьем, то его можно пронаблюдать на примере лишь нескольких культовых сооружений, находящихся исключительно в Беларуси. Все они продолжают выполнять предначертанную им сакральную миссию храмов и располагаются в небольших деревнях Вселюб, Ишколдь и Гнезно.

…Практически каждый населенный пункт Гродненской области может похвастаться уникальными памятниками архитектуры. В особенности много на этой территории замков и костелов – сказывается пограничное расположение. Вот и костел Святого Михаила Архангела в деревне Гнезно привлекает большое количество верующих и туристов, ведь это не только действующий храм, но и уникальный памятник поздней готики.

Гнезно – очень старинное поселение, которое именовалось ранее иначе: Гнездо, Гнезная. По предположению известного историка ХІХ века Теодора Нарбута, местечко существовало уже в дохристианские времена. А первое письменное упоминание о нем можно встретить в Метрике Великого княжества Литовского в XV веке. Именно тогда имение было подарено королем Казимиром Миколаю Вашвиловичу, до того находясь под патронажем магнатов Монивидов.

Кстати, у белорусского Гнезно есть знаменитейший польский тезка, расположенный в 50 км на северо-восток от Познани. Это древняя столица Польши, место коронации польских монархов вплоть до ХІV века. Вероятно, под влиянием того Гнезно и сложилось окончательно имя белорусского местечка, когда оно в 20–30-х годах минувшего столетия находилось в составе польского государства.

Впрочем, еще до того хозяев тут сменилось немало, и уже супруги Шеметовичи, Ян и Эльжбета, получившие право владения местечком от короля Александра Ягеллона, возвели костел Святого Михаила вместо сгоревшего деревянного храма. На факт постройки культового здания в 1524 году указывает Географический словарь Польского королевства. Как и в Ишколди, ранее на месте христианского храма находилось языческое святилище, о чем свидетельствуют найденные в ХІХ веке жертвенные камни.

Сооружение представляет собой однонефный храм с трехстенной апсидой и восьмигранной башней, которая расположена по центру главного фасада. Он сложен из красного кирпича по правилам готической кладки — с заданным ритмом кирпичей, уложенных в ряд вдоль и поперек (ложок — тычок). По периметру храма идут контрфорсы. 25-метровая богато декорированная башня в виде четверика, переходящего в вытянутый восьмерик, появилась после возведения стен. В костеле два входа: главный (арочный портал) и южный боковой. Поначалу окна стрельчатого абриса были только с юга, затем появились и с севера. Архитектура храма демонстрирует яркие черты поздней готики, среди которых, в частности, прямоугольные ниши и ступенчатые консоли. Кроме того, здесь можно заметить и некоторые черты ренессанса – горизонтальные тяги и арки над окнами второго яруса башни, многообразные карнизы.

В целом, костел был выстроен с большим запасом прочности. Его толстые стены могли достойно выдержать осаду врагов. Храм использовали как оборонительное сооружение в период войн, о чем свидетельствует засевшее в кирпичной кладке пушечное ядро.

Первое отчуждение храма произошло через три десятилетия после его освящения. По официальной версии, новый владелец Гнезно, представитель магнатского рода Ходкевичей, был ярым приверженцем Реформации, поэтому передал костел под кальвинистский сбор. Однако существует и другая, житейская версия. Оказывается, Иероним Ходкевич, как и многие шляхтичи Великого княжества Литовского в то время, действительно принял протестантскую веру. Но костел он отдал вовсе не потому, что стал крайне набожным, а ввиду того, что… банально поссорился с женой Анной Шеметович, ярой католичкой. Несмотря на это, в 1643 году храм вновь вернулся в лоно Католической церкви.

В ХVІІІ веке к храму у бокового входа пристроили сакристию для хранения ритуальной одежды и утвари. Подземелье святыни использовали для захоронений владельцев Гнезно и других именитых особ. Со временем этот некрополь перестал расширяться, а в начале ХХ века его и вовсе замуровали. В 1838 году в костеле произошел сильный пожар. Впоследствии средства на восстановление пожертвовали новые владельцы местечка – Тарасевичи. В здании их былой усадьбы ныне располагается сельсовет.

В годы советской власти костел был заброшен и поневоле начал приходить в запустение. На протяжении последних двух десятилетий вопросами реконструкции и возрождения средневекового храма занимается ксендз Людвик Станишевский. Это большой энтузиаст, который по совместительству с духовной миссией успешно выполняет роль краеведа и популяризатора истории местечка.

А история его действительно богатая, ведь даже в наше время в Гнезно порой происходят интересные события. К примеру, копию знаменитой «Сикстинской мадонны» Рафаэля, расположенную в центре алтаря, писал художник-самоучка из города Волковыска. Как мастеру удалось сотворить огромное полотно высотой около 2,5 метра в стандартной двухкомнатной квартире, остается загадкой.

Ирина Шумская,