Многие думают, что возжигание свечей в храме перед иконой—это самое основное, что требуется от верующего христианина. Другая крайность—ироническое и несколько пренебрежительное отношение к этому «анахронизму». Давайте выясним, как же правильно—по-православному— относиться к возжиганию свечей.

Свечи действительно является обязательным атрибутом православных храмов. Если в древности они использовались именно для освещения, то в наши дни, когда в храмах есть электричество, придавать свечам только эту функцию не совсем правильно. Хотя, тем не менее, можно заметить, что за богослужением, например, во время чтения шестопсалмия, чтец подсвечивает себе не электрическим фонариком, а именно свечой. Да и во время домашней молитвы всегда приятней молиться при свечке, чем при электрической лампе (можете поэкспериментировать).

Первые христиане были гонимы, им постоянно приходилось укрываться от преследователей, прятаться в катакомбах, где они проводили богослужения. Освещения там, как вы сами понимаете, было недостаточно. И свечи были предназначены именно для этой цели. Но, уже в первые века, свечи при богослужении приобрели еще и символическое значение. Так, например, церковный писатель II века Тертуллиан говорил: «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа—Свет несотворенный, без Которого мы и среди полудня блуждали бы во тьме». Но даже после прекращения гонений обычай возжигать светильники и свечи во время богослужений остался.

Если сегодня зайти в православный храм, то можно увидеть, что свечи стоят на специально предназначенных для этого подсвечниках перед иконой, или какой-либо другой святыней, например, перед святыми мощами. Подсвечники имеют круглую форму, и напоминают верующему Неопалимую Купину—терновый куст, который горел, но не сгорал (тем самым он послужил прообразом Божьей Матери). Также подсвечники символизируют божественную колесницу, на которой пророк Илья был восхищен на небо.

Но даже одна одинокая свечечка может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о грехе и покаянии, о скорби и радости, о жизни и смерти. Как свет горящей свечи рассеивает тьму, так и Свет Христовой веры рассеивает тьму неверия. Как свеча горит на подсвечнике, также должна гореть в нашем сердце молитва. Воск, из которого изготавливают свечи, символизирует собой чистоту и нескверность жертвователей. И таким образом, воск сделанный пчелами, которые собирают нектар с разных цветов, обозначает приношение жертвы Богу от всей природы. Под действием огня воск становится мягким и послушным, так и мы должны стремиться к тому, чтобы быть в послушании у нашего Творца. Но воск не только размягчается, а еще и превращается в огонь, так и мы христиане призваны к обожению, к духовному преображению, под действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного—Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного»— поучает святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Очень бы хотелось, чтобы возжигание свечей не стало главной целью, с которой люди идут в храм. Все-таки идти в храм нужно ради молитвы и участия в церковных таинствах, а не ради свечки.