Когда мы в цирке смотрим на дрессированных животных, то любуемся, как умело справляются с ними дрессировщики. Им надо много поработать, прежде чем выпустить животных на арену. В истории Православной Церкви есть множество примеров, когда дикие животные без какой-либо дрессировки при всей своей дикости покорялись святым людям.

Когда в Раю Бог повелел человеку дать имена животным, для Адама это не составило особого труда. Находясь в тесном общении с Богом и живя в совершенной гармонии с творением, праотец видел и понимал сущность каждого зверя. В данных именах зверей полностью отражены их характер, повадки, образ жизни, внешние особенности… Первозданная гармония достигала того, что в Эдеме животные были безопасны друг для друга, не говоря о человеке, хранителе Сада. Но все изменилось с грехопадением: на земле стали произрастать сорняки, а среди животных появились хищники, которые перестали видеть в человеке образ Божий. Но со временем и человек научился охотиться на животных, некоторые были приручены и стали «кормильцами семей». Вот только держать их нужно было обязательно на привязи или в загоне. Иначе они могли разбежаться, ощущая в себе некогда потерянную свободу…

Приручить оказалось возможным и дикого зверя—дрессированные животные в цирке тому подтверждение. Но без плетки и клетки этого не удается даже самому одаренному дрессировщику.

Святой же Герасим Заиорданский смог приручить дикого льва. Однажды, во время прогулки по берегу реки Иордан, Герасим увидел громко рычащего льва. Зверь был необыкновенно большой, и его страшный рев распугал все живое в округе. Увидев святого, огромными прыжками лев бросился к нему и упал у ног старца. С плачущим ревом зверь протянул Герасиму распухшую лапу. Она гноилась и кровоточила от глубоко вонзившегося острого тростника. Старец промыл рану и обвязал ее чистым куском полотна. Пока шла операция, лев не шелохнулся а после нее он уже не отходил от своего исцелителя. Старец давал льву хлеб и кашу, и тот ел.

В лавре святого Герасима был осел, возивший воду из Иордана, которого охранял лев. Старцы привыкли поручать льву охрану осла, которого огромный зверь послушно сопровождал к реке. Как-то раз случилась беда: лев далеко ушел от осла, лег на солнцепеке и уснул. В это время мимо ехал купец с караваном верблюдов. Он увидел, что осел пасется без присмотра, и увел его. Лев проснулся и, не найдя осла, с унылым и печальным видом пошел к старцу. Преподобный Герасим подумал, что лев съел осла.

Где осел? — спросил старец.

Лев стоял, опустив голову, как человек.

— Ты его съел? — спросил преподобный Герасим.- Благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь работать на монастырь вместо осла.

На льва надели упряжь, и он стал возить в обитель воду.

Как-то в монастырь пришел помолиться один воин. Увидев, что лев трудится как вьючное животное, он пожалел его и дал монахам три золотых монеты — на них купили другого осла, и лев больше не ходил на Иордан за водой.

Купец, который увел осла, вскоре снова проходил поблизости от монастыря. Он вез пшеницу в Иерусалим.

Увидев осла, идущего с верблюдами, лев узнал его и, рыкнув, бросился к каравану. Люди очень испугались и кинулись бежать, а лев взял в зубы уздечку, как всегда делал, когда пас осла, и повел его вместе с тремя привязанными друг к другу верблюдами в монастырь. Лев шел и радовался и от радости громко ревел. Так они пришли к старцу. Преподобный Герасим тихо улыбнулся и сказал братии:

— Зря мы ругали льва, думая, что он съел осла.

И тогда старец дал льву имя – Иордан.

Иордан жил в монастыре, часто приходил к преподобному и брал из его рук пищу. Так прошло пять лет. Преподобный Герасим умер, и братия похоронили его. Случилось, что льва тогда не было в обители. Вскоре он пришел и стал искать своего старца.

Отец Савватий, ученик преподобного, сказал ему:

— Иордан, старец наш оставил нас сиротами — отошел ко Господу.

Он хотел покормить его, но лев не брал пищи, а повсюду искал преподобного Герасима и горестно ревел.

Отец Савватий и другие монахи гладили его по спине и говорили:

— Отошел старец ко Господу.

Но не могли этим утешить льва. Иордана повели ко гробу преподобного возле церкви.

— Здесь погребен наш старец,- сказал отец Савватий и, став над гробом на колени, заплакал.

Лев с громким ревом начал биться головой о землю и, страшно рыкнув, испустил дух на гробе преподобного.

Нечто подобное можно увидеть и в житиях многих других святых. Так, например, преподобный Сергий Радонежский, ведя отшельнический образ жизни, часто делился куском хлеба с медведем. Святой Герман Аляскинский кормил птиц сушеною рыбою, и они во множестве обитали около его келий. Под келией у него жили горностаи. Эти маленькие зверьки, когда ощенятся, недоступны, а отец Герман кормил их из рук. Когда старец умер, птицы и звери удалились. Многие посетители Саровского леса наблюдали, как святой Серафим из рук кормил огромного медведя. Святой Макарий Египетский (IV в.), однажды помолившись, исцелил слепого детеныша гиены. В благодарность за это на следующий день гиена принесла преподобному шкуру овцы. Увидев шкуру, святой Макарий ответил гиене: «Я не возьму эту шкуры, потому что ты растерзала у кого-то овцу». Но гиена не хотела уходить, она стала на колени и держала протянутую шкуру. «Поклянись, что больше не будешь убивать овец у бедных». Животное склонило голову, как бы в знак согласия. Когда епископ г. Фрайзинга Корбиниан направлялся в Рим, на лесной дороге медведь загрыз его вьючное животное. Тогда епископ приказал косолапому везти его в Рим.

Эти примеры дают нам некое представление о том, какое согласие было в Раю между человеком и природой. Адам был сотворен Богом по образу и подобию Своему. Святые угодники, стремясь к совершенству, восстанавливают в себе этот первоначальный образ, бывший у Адама. И если нам стремиться к этому, то взаимоотношения с окружающим миром наладятся не только для каждого лично, но и для всего человечества.