Беларус грузинского происхождения Тим Суладзе эмигрировал из Беларуси в 2021 году. На жизнь Тим зарабатывает игрой на трубе, выступая в разных местах Европы. Музыкант рассказал MOST о конкуренции на улице и любимых городах Польши.

Беларусский музыкант Тим Суладзе. Фото из личного архива

Беларусский музыкант Тим Суладзе. Фото из личного архива

Правила для уличных музыкантов придумывают «ненавистники музыки»

Первое уличное выступление Тима случилось в 2003 году в Риме. С тех пор, правда с перерывами в несколько лет, мужчина начал колесить по разным странам, сменив гитару на трубу.

В репертуаре Тима — популярная музыка, от классики до джаза.

Раньше Тим часто выступал в Германии, в этом году тоже играл в этой стране. Но в последние несколько лет, по мнению мужчины, правила в Германии стали устанавливать «ненавистники музыки».

— Например в Нюрнберге написано, что исполнение должно быть непрофессиональным. Извините, это как? — недоумевает музыкант.

В других городах за выступления на улице без специального разрешения дают большие штрафы, а чтобы получить документ, приходится сталкиваться с бюрократией.

— Вообще Германия считалась меккой уличной музыки. Когда я еще учился в Минском музыкальном училище, наши струнники ездили туда и возвращались каждый на своей машине. Сейчас это все ушло в небытие. По моим ощущениям, Германия в плане уличной музыки в сильном упадке. Но есть и такие города, в которых, как в оазисах, уличное выступление может превратиться в самый настоящий концерт. С аплодисментами, выкриками «браво», «бис» и так далее, — рассказывает Тим.  

«В Кракове прекрасные жители — деньги бросают даже из окон»

Поэтому Тим переориентировался. Часто его можно встретить на улицах Вильнюса — новый дом музыканта находится там. Иногда Тим заезжает и в Польшу, по его мнению, она становится все перспективнее. У мужчины даже сформировался собственный топ польских городов, открытых к уличным музыкантам.

В Варшаве, отмечает мужчина, заработок зависит от места. Удивить варшавян сложно — в центре города «переизбыток уличных музыкантов». Если и зарабатывать, то только на окраинах, добавляет Тим. Например, около станции «Бемово» Тиму, несмотря на августовскую «почти тропическую жару», играть понравилось. 

Белосток привлекает Тима больше — здесь удивить прохожих проще, но надо не надоедать слушателям. Два-три раза в месяц будет нормально для выступлений.

Одни из любимых городов музыканта — Гданьск и Вроцлав. Есть и два «нетолерантных города», в которые Тим ехать музыкантам не рекомендует.

— Это Краков и Познань. Там практически запретительные правила. В Познани меня оштрафовали на 50 злотых — как мне показалось, за то, что я много вопросов задавал. И, честно говоря, мне эта ситуация в чем-то Беларусь напомнила. Полиция сказала, что пожаловались местные, а они должны были отреагировать на звонок, — рассказывает Тим.

В Кракове «жители прекрасные, даже из окон бросали деньги», отмечает музыкант. А вот городская стража настроена недружелюбно.

— Подъехали и пригрозили большим штрафом, — добавляет музыкант.

Тим Суладзе в Белостоке. Фото: Алесь Левчук, MOST

Тим Суладзе в Белостоке. Фото: Алесь Левчук, MOST

«Цифры предпочитаю не называть»

О заработке Тим говорит обтекаемо. Например, в Варшаве в последний раз он заработал меньше, чем ожидал. Мужчина списывает это на праздничный день — тогда весь город отмечал годовщину Варшавского восстания.

В целом доход за день может быть разным.

— Цифры предпочитаю не называть — у кого-то это вызовет зависть, у кого-то — пролетарскую ненависть, — добавляет Тим. 

«На улице нужно играть максимально узнаваемую музыку»

Играл Тим и в Беларуси. Именно из-за участия в дворовых акциях мужчина получил два ареста и в январе 2021-го покинул страну.

В Беларуси в 2020-м «произошел очень сильный рывок вперед», считает Тим. Тогда в стране было много уличных музыкантов.

— Но потом это все задушили. Сейчас, насколько я знаю, люди играют, даже чаты всякие есть. Но это не самые лучшие времена.

Беларусам, которые хотели бы поиграть в польских городах, Тим советует готовить максимально популярный репертуар и заучивать хиты страны, в которой они выступают.

— На улице нужно играть максимально узнаваемую музыку, чтобы мимо проходящие люди начинали танцевать, — считает Тим.