Триумфальное шествие «элегантной победы» беларуского режима над народом продолжается.

C 12 по 21 марта в Беларуси проходит «выдвижение кандидатов в члены Совета Республики Национального собрания». По 8 членов избираются местными советами от каждой области и Минска, восемь назначает Лукашенко.

В этот же день, 12 марта, началось и выдвижение в члены Всебеларуского народного собрания, которое завершится 31 марта. ЦИК планирует установить итоги «выборов» делегатов ВНС не позднее 18 апреля. Потому что уже 25 апреля 2024 года определен как крайний срок созыва первого заседания ВНС.

Февральский референдум 2022 года внес изменения в конституцию, согласно которым ВНС стал конституционным органом. Максимальная численность ВНС – 1200 человек, срок полномочий – 5 лет, заседания органа проводятся не реже одного раза в год.

Руководитель Народного антикризисного управления (НАУ) Павел Латушко с сарказмом отреагировал на старт кампании по «выборам» делегатов так называемого Всебеларуского народного собрания, пишет BGmedia.

— Многие эксперты сходятся во мнении, что изначально этот орган создавался для обеспечения контролируемого транзита власти в рамках диктаторской системы Лукашенко. О чем, скорее всего, была достигнута договоренность между Путиным и Лукашенко еще в 2020 году. Помните ту фотографию, когда Лукашенко сидит на коленках у Путина? Вернее, склонился перед ним в кресле в Сочи, — не исключает политик. — Однако сейчас, когда режиму удалось зацементироваnь общественную ситуацию в стране, Лукашенко хочет использоваnь Всебеларуское народное собрание в первую очередь для укрепления своей системы.

Бывший дипломат называет «уникальным случаем в истории Европы», когда над двухпалатным парламентом надстраивается еще один «конституционный орган» — то есть, де-факто третья палата парламента.

— Но отличие в том, что ВСН — не просто третья палата парламента, это надпарламент, который вобрал в себя и палату представителей, и совет республики, местные советы, исполнительную власть и даже судей, а также контролируемое гражданское общество. Государством контролируемое, государством организованные негосударственные организации — так называемые ГОНГО. И в отличие от той же «палатки», режим даже не пытается создать видимость выборов в ВНС: это тщательно отобранные люди из диктаторской системы: сами себя отобрали (без выборов), «выбрали» или просто — назначили, — говорит Павел Латушко.

При этом, говорит политик, ВНС обладает достаточно большими полномочиями: принятие решений по вопросу легитимности выборов, смещение президента с должности, рассмотрение вопросов о введении чрезвычайного или военного положения в стране, о возможности направления военнослужащих, сотрудников военизированных организаций… за пределы Беларуси для участия в «обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности».

Если на просторах Европы такая система является уникальной, то в Туркменистане существует аналогичная организация — Народный совет Туркменистана, который наделен подобными функциями.

— Но несмотря на все попытки диктатора застраховать все риски при возможном транзите власти, он все равно боится принять окончательное решение. Самое главное, что во всех конфигурациях – как усиления личной власти, так и потенциального транзита — везде исключен главный субъект, источник власти: мы с вами, беларуский народ. И создание ВНС окончательно подтверждает понятный после 2020 года вывод: диктатор удерживает власть вопреки воле народа, и будет пытаться это делать и далее решениями подконтрольных институций, — уверен Павел Латушко.

Что же делать единственному источнику власти в стране — народу?

— А нам надо готовиться к «выборам-2025», — отмечает политик.

BGmedia