Необычный, с первого взгляда запоминающийся образ. Худоба, глубокие морщины, горящие глаза, хищный нос – идеальный типаж для роли злобных старух и коварных ведьм.


Немногие знают, что внешность Марии Капнист – наглядный результат 15-летней каторги в ГУЛАГе, что вся ее судьба едва ли не с первых до последних шагов – суровое испытание, мука и пытка…

ЖИЗНЬ МАРИИ КАПНИСТ

Капнисты (Капнисси) – греческий род, происходивший с острова Занте (ныне это остров Закинф). Славу представители этого семейства стяжали на венецианской службе, а в 1702 году дож Венеции Альвизе II Мочениго пожаловал Стомателло Капнисси графский титул.

Внук Стомателло, Петр Христофорович воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел в Украине и вскоре умер. Его сын Василий тоже стал военным – полковником Миргородского полка и бригадиром, и фамилию свою писал уже как Капнист. Прославился в боях под Очаковом в 1737 году.

Все Капнисты достойно соответствовали девизу на своем родовом гербе: «В огне непоколебимые». Среди них были командующие казачьими войсками, декабристы, общественные деятели, а Василий Капнист вошел в историю как великий поэт и драматург.

По линии матери Мария Ростиславовна генетически связана с известнейшими родами: Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, знаменитым запорожским атаманом Иваном Сирко и украинским гетманом Полуботком.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ МАРИИ КАПНИСТ

Мария Ростиславовна Капнист родилась 22 марта 1914 года. Начало ее жизни было всем на зависть. Отец Ростислав Ростиславович Капнист – граф, богач, видная фигура.

Мать Анастасия Дмитриевна, урожденная Байдак, – благородная, красивая женщина, знавшая 18 языков! Роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге, сам Федор Иванович Шаляпин – друг семьи и преданный матушкин поклонник.

Шаляпин первым обратил внимание на юную Мирочку (как звали Марию Ростиславовну родные и друзья). Он давал ей уроки вокала и хвалил ее первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда…

Всё рухнуло в 1917 году. Жить в Петербурге становилось всё тяжелее, и Капнисты переехали в Судак. Ростислава Капниста зимой 1921 года расстрелял карательный отряд ЧК.

Лиза, старшая сестра Марии, смерти отца не пережила – скончалась от разрыва сердца. Анастасия Дмитриевна с другими детьми пряталась по оврагам, особняк был разграблен и разрушен.

Спустя несколько лет красный террор распространился на оставшихся в живых членов семей. Крымские татары, высоко чтившие графа Капниста, помогли его вдове и дочке Маше бежать из Судака, снабдив их национальной одеждой. В шестнадцать лет Мария Капнист снова вернулась в Петербург (теперь уже Ленинград).

Покровителем матери стал Сергей Миронович Киров. Мать получает работу, дочь – возможность учиться. Так Мария оказывается в театральной студии. В Ленинграде она встречает бывшего поклонника Лизы, старшей сестры, – инженера-электрика Георгия Холодовского, знакомого еще по Судаку. Завязывается роман…

В декабре 1934 года прозвучали выстрелы в Смольном: убит Киров. В городе идут повальные аресты. Судьба сначала швыряет Марию Капнист в Киев, затем в Батуми. И вот первый арест: 27 августа 1941 года, приговор – 8 лет лагерей. Начался настоящий ад…

КРУГИ АДА

Арестованная как «неблагонадежный элемент» (так как была дворянского рода), Капнист в течение 15 лет прошла множество самых страшных лагерей: от раскаленных песков Караганды до промерзших степей Тайшета.

ГУЛАГ – это не замок Иф. Это каторга. Это голод. Это унижение. Каждый день ее в бочке опускали в угольную шахту на 60 метров. Но ни ежедневный изнурительный труд, ни постоянные побои, ни домогательства начальника лагеря не сломили ее волю.

Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Пустыня. Палящее солнце. Сильный ветер с песком. Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью. Нестерпимо болели руки и нога».

Выжить в этих страшных условиях Марии Ростиславовне помог ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги.

И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник – Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок – выпеченных из теста жаворонков.

Когда надзиратели узнали о беременности заключенной, то принуждали сделать аборт. Мария наотрез отказалась. Посыпались издевательства. Ей выбили зубы, чтоб не кусалась. Обливали холодной водой и оставляли на морозе. Но ничего не помогло – в 1950 году в лагере Мария Капнист родила дочь Радиславу.

Кто стал ее отцом, так и осталось тайной. Родив ребенка, Мария не получила поблажек от надзирателей. Наоборот, положение ухудшилось. Работать приходилось больше. Уже на поселении приходилось грузить тяжелые ящики, выдавая себя за мужчину. Однажды она не выдержала и потеряла сознание. После этого Марии облегчили существование. Раду определили в детский сад.

Долгожданную и выстраданную дочь Мария оберегала как могла. И второй срок – десять лет – получила за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком. А маленькую Раду тем временем отправили в Красноярский детский дом.

Капнист попала в новое заключение и там объявила голодовку, требуя, чтобы ей отдали ребенка. Она бесконечно посылала запросы о местонахождении дочери, но каждый раз после этого ее переправляли в другой лагерь.

Выжить Марии помогла дружба с Валентиной Ивановной Базавлук, которую она встретила в одном из лагерей. Подруги договорились, что, которая из них раньше выйдет на свободу, та и найдет Радиславу.

НОВОЕ НАЧАЛО

В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. Георгий Евгеньевич с прекрасным букетом встречал ее на вокзале. И не узнал. Ей было 44 года, а выглядела она древней старухой…

Сцена получилась ужасная, трагическая. Он и она метались по уже опустевшему перрону, в конце концов Холодовский протянул Марии Капнист букет со словами: «Вас не встретили, и я не встретил ту, которую ждал». Развернулся, пошел прочь. Мария Ростиславовна окликнула его. Это был шок…

Георгий просто не узнал в морщинистой беззубой седой женщине свою Марию, ту Марию, которой ежемесячно на протяжении стольких лет отправлял посылки, стараясь хоть как-то облегчить лагерную жизнь. Его выражение лица, когда он, наконец, понял кто перед ним, Мария Ростиславовна запомнила на всю жизнь. Они остались друзьями, но не более того.

Дочь, которую разыскала и забрала к себе Валентина Ивановна, не приняла мать. Девочка не понимала, почему мамы не было столько времени. И у нее уже была мать – Валентина Ивановна.

В минуту отчаяния Мария Ростиславовна как-то написала:

«Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать».

Позже между дочерью и матерью всё же произошло потепление. Рада рассказывала:

«Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди».

Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти – как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение».

После 15 лет лагерей и пересылок Мария Капнист приехала в Киев. Жизнь пришлось начинать с нуля. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. О сцене и съемках в кино даже не мечтала.

РОЛИ В КИНО МАРИИ КАПНИСТ

После лагерных мытарств Мария Ростиславовна в свои 44 года выглядела на все 70. Это и помогло ей получить первую роль. Она стояла в фуфайке около касс кинотеатра имени Довженко, подбежал молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами: «В каком фильме вы снимаетесь?» – потащил на съемочную площадку картины «Таврия».

Успех этой дебютной работы обратил на нее внимание многих режиссеров киностудии имени Довженко. Они приходили в восторг от ее выразительной внешности и заваливали предложениями сыграть аристократок, монахинь, ведьм. Хищный профиль, надменный взгляд и старорежимные манеры – всё это неизменно приковывало взгляд зрителя.

В дальнейшем она получила известность своими характерными образами – графинь, дам, загадочных старух, цыганок и чародеек. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она вообще исполнила сразу три роли – Фатум, рыцаря и игуменьи.

В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В фантастической комедии Александра Майорова «Шанс» исполнила роль великосветской дамы Милицы Федоровны.

Вот десятка наиболее известных фильмов (всего их более 120) с участием актрисы.

  1. «Иванна» (1959)
  2. «Пропавшая грамота» (1972)
  3. «Руслан и Людмила» (1972)
  4. «Бронзовая птица» (1974)
  5. «Табор уходит в небо» (1976)
  6. «Дикая охота короля Стаха» (1979)
  7. «Цыган» (1979)
  8. «Прощай, шпана замоскворецкая…» (1987)
  9. «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1988)
  10. «Сердца трех» (1992)

Хотя Мария Капнист сама себя в шутку называла Бабой-ягой и следовала своему имиджу странной, даже эпатажной женщины, как громкая оплеуха окружающему циничному миру вспоминаются ее мудрые слова: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…

В 1993 году судьба нанесла Марии Капнист последний удар. Она боялась подземных переходов: после жутких шахт Казахстана у нее развилась клаустрофобия – боязнь закрытых пространств, подземелий.

Непреодолимый страх вызывали, например, подземные переходы. Машина сбила 79-летнюю актрису на проспекте Победы в Киеве, возле киностудии имени Довженко. В карете скорой помощи ее сиятельство сказала свои последние слова: «Шофер не виноват…»

Во время лечения травм Мария Ростиславовна простудилась и умерла 25 октября 1993 года в киевской больнице от осложнений. Похоронена графиня на фамильном кладбище в селе Верхняя Обуховка (Полтавская область).

Капнист так и не сыграла свою главную роль. Но самой главной ролью Марии Ростиславовны стала ее жизнь – она сумела выйти победителем в схватке с безбожным веком, которому так и не удалось ее озлобить.

«Каждое мгновение прожитой жизни неповторимо, неоценимо. И хотя жизнь дала мне немало трудных испытаний – не жалуюсь на свою судьбу. Давать силу другим – вот наибольшая радость жития. Будьте добрыми. Помните, что наилучшее дело на земле – творить добро».

Эти строки принадлежат Марии Ростиславовне Капнист. Наверное, их можно назвать завещанием талантливой актрисы, сильной и мудрой женщины.