Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин создавал уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги.


А ведь понять секрет их изготовления и воспроизвести подобные изделия до сих пор так никому не удалось…

Много лет особое восхищение и недоумение специалистов вызывало то, как мастер сумел запаять стеклянные стенки и не сжечь, не разрушить хрупкие макеты. В то время стеклодувы работали без газовых горелок, возле раскаленных печей, где изделия нагревались и плавились целиком.

Крепостная семья Вершинина работала на заводе более столетия, и представители ее были мастерами и управляющими с конца XVIII до начала XX века. А сам Александр Вершинин в начале XIX века был лучшим мастером на заводе. А в 1807 году император Александр I за хорошую работу пожаловал ему золотые часы.

Крепостной по рождению, этот уникальный человек проявил себя не только как искусный стекольных дел мастер, но и как химик, блестящий живописец и проектировщик сервизов.

ДВУХСЛОЙНЫЕ СТАКАНЫ

Предлагаем Вам на минуточку окунуться в увлекательный мир искусства и посмотреть 11 работ мастера Вершинина. Настоящий виртуоз своего дела!

  1. Александр Вершинин изготавливал сервизы по заказу царской семьи, бокалы, декорированные на тему войны 1812 года, рюмки и графины с великокняжескими гербами.

  2. Больше всего прославился этот мастер своими уникальными стаканами, которые теперь так и называют – «вершининские».

  3. А на стенках этого стакана изображен целый пейзаж – в парке усадьбы Бахметьевых. Кавалеры прогуливаются с дамами, неподалеку играют дети, в пруду плавают утки и гуси, на ветвях деревьев сидят птицы, полная идиллия.

    Вроде бы ничего особенного, но удивительным является то, что вся эта композиция не нарисована, а сделана из соломы, тоненьких веточек, мха, бумаги и находится внутри стекла. При этом какую технологию использовал мастер в процессе работы ученым до сих пор неизвестно.

    Более того, полюбоваться на этот стакан больше нельзя. В августе 1996 года этот шедевр был украден из музея и до сих пор не найден.

  4. А эти предметы находятся в частных коллекциях в США.

  5. Сколько этих шедевров сохранилось до наших дней – доподлинно не известно. Часть из них находятся в личных коллекциях и лишь изредка «всплывают» на аукционах, и всего восемь штук хранятся в музеях.

    Один из таких стаканов экспонировался в Никольском музее, являясь его гордостью.

  6. Удивительное великолепие!

  7. Сейчас в музейных собраниях известно восемь подобных уникальнейших стаканов, работы Вершинина. Сюжет декора ни на одном из них не повторяется.

    В Кусково есть еще два стакана выполненные в той же технике, поступившие из разных источников, однако художественное качество их заметно ниже. Вероятно, они были выполнены учениками Вершинина. Ни при жизни, ни после смерти Вершинина никто так и не смог воссоздать подобные сосуды. Именно поэтому они стоят баснословных денег.

  8. Это просто гениально!

  9. А эти два стакана созданы в 1797 году. Стакан из синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром в мягкой, живописной манере, имеет надпись «Вид на полдень охотника стреляющего птиц» и относится к руке самого Вершинина, а соседний работы его ученика.

  10. Александр Вершинин создавал предметы, которые сегодня мечтают заполучить крупнейшие музеи мира.

  11. Долгое время технология изготовления этих стаканов оставалась полнейшей загадкой, но впоследствии, при исследовании одного подобного стакана, имеющего небольшой скол по краю, обнаружили, что у него двойные стенки, и композиция размещена не в стекле, а между стенками.

    И, тем не менее, остается ряд загадок, оставляющих специалистов в восхищении и недоумении: как мастер прикреплял свои макеты к стеклу, ведь стаканы совершенно прозрачные, и следов клея на них не видно.

    А также каким образом умудрялся вставлять один стакан в другой, чтобы картинка не съехала, поскольку зазора между стаканами практически нет. И, наконец, как запаивал стенки стаканов сверху, оставив при этом в целости всю композицию.

    15

Не так давно учеными было выдвинуто несколько предположений решения загадки изготовления «вершининских» стаканов. Предполагается, что в качестве клея использовался лед. Картинка могла наноситься на мокрую поверхность, которую потом замораживали. В дальнейшем, когда стаканы был вставлен один в другой, лед растапливали.

А для сварки краев стекла обмазывали их фосфором и поджигали наподобие фейерверка. Как следствие, выделялось большое количество тепла, которого и было достаточно для местной сварки. А возможно, что края не заварены, а просто заполнены специальной мастикой. Но даже если это так, всё равно это весьма кропотливая и трудоемкая работа, которая под силу лишь настоящему виртуозу.